О проекте автомобильной дороги Кавказские Минеральные Воды — Сочи

от | 21 августа 2021

Правительство России изучает вопрос о строительстве прямой трассы между курортами Северного Кавказа и Чёрного моря. Несмотря на критику со стороны экологов и высокую стоимость проекта, его реализация может помочь развитию туризма и экономики региона.

Горная дорога

Решение вернуться к обсуждению проекта принял председатель правительства РФ Михаил Мишустин по итогам рабочей поездки в Ставропольский край в середине июня 2021 года. По поручению премьер-министра к 15 сентября текущего года года Минтранс, Минэкономразвития, Минприроды и Минфин совместно с властями заинтересованных субъектов РФ должны проработать варианты возможных маршрутов автодороги, соединяющей Северо-Кавказский и Черноморский туристические кластеры, с определением их стоимости, источников финансирования, эффектов от реализации и возможностей применения механизма государственно-частного партнёрства.

В прошлом федеральные власти уже несколько раз обсуждали инициативу. В 2017 году её рассматривала Правительственная комиссия по социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа, в 2020 году — изучали профильные ведомства по поручению вице-премьера Юрия Трутнева, курировавшего тогда СКФО.

 

Задачи проекта

Цель проекта — соединить кратчайшим путём крупнейшие туристические кластеры региона — бальнеологический (Кавказские Минеральные Воды), горный (Эльбрус, Архыз, Домбай, Красная Поляна) и черноморский (Сочи). Сейчас сообщение между ними осуществляется в обход высокогорных участков Главного Кавказского хребта через Краснодар (660 км) или Республику Адыгею (570 км), хотя по прямой между аэропортами Минвод и Адлера — менее трёхсот километров.

Предполагается, что новая трасса даст существенный импульс развитию рекреационного потенциала Юга России, повысит мобильность и качество отдыха туристов, улучшит условия жизни на местах, разгрузит существующие подъезды к черноморскому побережью. Магистраль будет иметь и военно-стратегическое значение как третий круглогодичный переход через Большой Кавказ наряду с Военно-Грузинской и Транскавказской дорогами.

 

Маршруты

Трасса пройдёт по территории трёх субъектов России — Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики и Краснодарского края. Начиная с 1960-х годов специалисты выдвинули около десятка её возможных маршрутов. Ряд из них в последние годы представили власти Ставрополья и Карачаево-Черкессии.

Сейчас на рассмотрении федеральных ведомств находятся несколько предложений, отличающихся протяжённостью (270-330 км), технической сложностью и стоимостью. В их числе — маршруты «Кисловодск — Карачаевск — Зеленчукская — Псемен — Красная Поляна», «Пятигорск — Черкесск — Зеленчукская — Псемен — Красная Поляна» и «Черкесск — Архыз — Красная Поляна».

Дорога Кавказские Минеральные Воды - Сочи

«Ставропольский» вариант трассы Кисловодск — Адлер. Фото: Пятигорский информационный портал

Перспективы и критика

Несмотря на социально-экономическую значимость, проект имеет также существенные недостатки. Прежде всего, к ним относится ущерб, который магистраль может нанести уникальной природе Западного Кавказа (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО). Отдельные участки дороги должны пройти через особо охраняемые природные территории, включая крупнейший в регионе Кавказский государственный биосферный заповедник. По мнению экологов, строительство и эксплуатация трассы приведёт к нарушению естественных ландшафтов, снижению биоразнообразия и загрязнению заповедника.

Другая проблема — внушительная стоимость проекта, обусловленная прохождением магистрали в высокогорной местности с особым природоохранным режимом. Дорога потребует возведения большого числа дорогостоящих искусственных сооружений — мостов, тоннелей, переходов для миграции животных. Ставропольская администрация предварительно оценивает расходы на неё в 91–97 млрд руб., но сторонние эксперты считают эту сумму заниженной. Для минимизации затрат правительство РФ допускает подключение к проекту частных инвесторов с последующим введением на трассе платных участков.

Менее перспективной программу делает и отсутствие однозначной поддержки со стороны региональных властей. Многие годы её активно лоббирует губернатор Ставрополья Владимир Владимиров, 10 августа 2021 года обсуждавший инициативу с президентом России. Карачаево-Черкессия заинтересована в проекте, но продвигает свой, отличный от «ставропольского» маршрут магистрали. Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев сдержанно относится к идее, заявляя, что «вмешательство в природу должно быть оправданным». Кубанские власти могут опасаться, что транскавказский коридор оттянет на себя часть доходов от туристического трафика, а также ресурсы от более значимых для края дорожных проектов в прибрежной зоне, таких как новая трасса Джубга — Сочи.

Ещё по теме:

Ещё по теме

ВТБ расширяет зерновые терминалы в Новороссийске и на Тамани

Входящий в группу ВТБ зерновой оператор «Деметра-Холдинг» приступил к масштабной модернизации своих перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне. Программа должна укрепить лидирующие позиции организации на отечественном рынке зерна и увеличить экспортные возможности отечественного АПК

Новый Яблоновский мост в Краснодаре обещают сдать раньше срока — в 2023 году

Регион прилагает усилия по ускорению строительства важнейшего путепровода через Кубань. Благодаря федеральной поддержке «южные ворота» краевой столицы планируют открыть уже через два года

Проект «Магистраль» по развитию трамвайной сети Краснодара

Администрация Краснодара представила проект «Магистраль» по развитию трамвайной сети города. Инициатива предусматривает строительство 64 км новых трамвайных линий в быстро растущие микрорайоны кубанской столицы

О проекте нового аэропорта Краснодара

Летом 2021 г. в Краснодаре начнётся строительство нового аэропорта. Проект станет крупнейшим в транспортной сфере Юга России и будет иметь существенное значение для экономического развития региона

Актуально

Почему «Филип Моррис» закрывает табачную фабрику в Краснодаре

Старейшее иностранное предприятие на Кубани прекратит работу с февраля 2022 года на фоне сокращения легального рынка сигарет в России и роста популярности альтернативных средств курения

На Кубани началась Всероссийская перепись населения

Она пройдёт в период с 15 октября по 14 ноября 2021 года и станет главным источником официальной статистики на следующие десять лет. Впервые перепись проведут в условиях пандемии и с широким применением цифровых технологий

Правительство РФ продлит программу научно-технического развития АПК до 2030 года

Её льготами смогут воспользоваться научно-исследовательские институты и сельхозпроизводители Кубани, внедряющие отечественные семена и разработки

На главную