О перспективах развития яхтенного туризма на Кубани

от | 2 июля 2021

В конце июня 2021 г. вице-губернатор Александр Руппель утвердил Концепцию развития яхтенного туризма в Краснодарском крае. Документ нацелен на создание нового сектора региональной экономики, но его практическая реализация будет зависеть от решения целого комплекса сопутствующих проблем.

Гранд Марина

«Гранд Марина» в Сочи. Фото: Sochi Grand Marina

Задачи

Согласно Концепции, в регионе предполагается создание инфраструктуры для активного яхтинга из 23 марин (яхтенных портов) вместимостью 7000 судов. 19 из них расположатся на Черноморском, а 4 – на Азовском побережье.

Сегодня на территории края — 10 объектов, которые регулярно используются под яхтенные стоянки в Анапе, Новороссийске, Геленджике, Новомихайловском и Сочи, но только два из них являются полноценными маринами («Имеретинская» в Адлере и «Гранд Марина» в Сочи). Вместимость имеющейся инфраструктуры на Чёрном море не превышает 600 судов, а на Азовском море она отсутствует вовсе. Ещё две новые марины («Порт Геленджик» и «Русское море» в Туапсинском районе) находятся в стадии строительства.

Ожидается, что появление «каркаса» из марин на территории Краснодарского края (КК) будет способствовать решению сразу нескольких задач.

Закладываются основы нового сектора региональной экономики — яхтенного туризма. Благодаря этому в крае появятся дополнительные рабочие места, в т.ч. в смежных отраслях (судостроение, гостиничный бизнес, досуг), а отдых на местных курортах станет более разнообразным и привлекательным.

Сеть марин вдоль 800-километровой полосы открытого моря КК позволит возобновить безопасное и удобное каботажное (прибрежное) судоходство, включая морские пассажирские перевозки, почти полностью приостановленные в начале 1990-х годов. Например, будет обеспечено комфортное расстояние для перехода небольших яхт между портами в течение светового дня (20-30 морских миль).

Дополнительные марины привлекут новых владельцев яхт — за счёт роста конкуренции, качества сервиса и снижения цен в индустрии. Пока из-за нехватки мест и высокой стоимости стоянки в России (50-70 тыс. руб. в месяц за 12-метровую яхту в Сочи) большинство соотечественников предпочитают хранить и ремонтировать свои суда за рубежом (в Турции, Греции, Испании, Хорватии и т.д.). Расходы на эти цели исчисляются десятками миллионов долларов.

Наконец, современные марины, как правило, представляют собой красивые с архитектурной точки зрения сооружения, способные украсить внешний облик любого прибрежного города.

 

Проблемы и перспективы

Принятие Концепции — только подготовительный шаг на пути комплексного развития яхтенного туризма на Кубани. Похожие схемы размещения объектов яхтинга в КК уже принимались в 2005 и 2011 годах, но тогда они остались на бумаге. В отличие от них нынешний документ разработан в рамках серии поручений президента и правительства РФ после воссоединения Крыма с Россией и имеет более осязаемые перспективы практической реализации. По экспертным оценкам, на это потребуется не менее 10 лет при условии решения комплекса сопутствующих вопросов, сдерживающих формирование отрасли.

Прежде всего, предстоит обеспечить приток инвестиций в строительство марин, которые нуждаются в значительных капиталовложениях. Так, стоимость первой фазы строительства «Порта Геленджик» (2020-2022 гг.) — марины на 250 яхт, пассажирского терминала и гидротехнических сооружений — оценивается в 6,5 млрд руб. Привлечь инвесторов в сектор должно развитие государственно-частного партнёрства, льготы и преференции, включение проектов марин в бюджетные программы различных уровней.

Одновременно важно провести либерализацию устаревшего законодательства, которое осложняет навигацию маломерных судов в Чёрном и Азовском морях. В прибрежных водах на них распространятся пограничный контроль, а в портах — правовой режим пассажирских и грузовых кораблей с соответствующими сборами и документацией. Серьёзные ограничения распространяются на суда под иностранными флагами.

Развитие яхтинга в КК вряд ли будет успешным и без включения проектов новых марин в готовящиеся генеральные планы городов-курортов (Сочи, Анапы, Новороссийска) и приоритетного резервирования под эти цели недостающих земельных участков и акваторий.

Для расширения зоны непрерывного яхтинга целесообразно координировать усилия по созданию прибрежной инфраструктуры на Кубани с другими заинтересованными российскими регионами — Крымом и Севастополем.

В перспективе также необходимо стремиться к налаживанию в КК производства собственных яхт, приобретение которых было бы выгодно для российских граждан с учётом высоких таможенных пошлин на аналогичную импортную продукцию.

Ещё по теме:

Ещё по теме

О планах строительства горнолыжного курорта Лагонаки в Адыгее

В Республике Адыгея обостряется борьба вокруг инициативы создания крупного туристического кластера на заповедных землях Лагонакского нагорья. Руководство региона и инвесторы проекта намерены преодолеть сопротивление экологов и приступить к строительству объекта в 2022 году

Актуально

Господдержка и саморегулирование: об итогах Всероссийского саммита виноделов на Кубани

Ведущие представители отрасли оценили состояние и перспективы российского виноделия. Для его дальнейшего развития предстоит расширить площади виноградников и усовершенствовать регулирование рынка вина

Почему «Филип Моррис» закрывает табачную фабрику в Краснодаре

Старейшее иностранное предприятие на Кубани прекратит работу с февраля 2022 года на фоне сокращения легального рынка сигарет в России и роста популярности альтернативных средств курения

На Кубани началась Всероссийская перепись населения

Она пройдёт в период с 15 октября по 14 ноября 2021 года и станет главным источником официальной статистики на следующие десять лет. Впервые перепись проведут в условиях пандемии и с широким применением цифровых технологий

На главную