Сделка года в ретейле: «Магнит» покупает «Дикси»

от | 21 мая 2021

Краснодарский ретейлер «Магнит» договорился о покупке одной из крупнейших в России розничных сетей «Дикси» за 92,4 млрд руб. Сделка укрепит его позиции в Москве и Санкт-Петербурге и позволит вплотную приблизится к лидеру рынка X5 Group.

Магнит

Параметры сделки

Согласно опубликованному 18 мая 2021 г. пресс-релизу ПАО «Магнит», компания достигла соглашения с Mercury Retail Group Ltd. о приобретении 100% акций её кипрского офшора, управляющего сетью магазинов «Дикси» и «Мегамарт». Предварительная цена контракта — 92,4 млрд руб. и будет оплачиваться за счёт собственных средств «Магнита» и неиспользованных кредитных линий. Сделка одобрена Советом директоров компании и ожидает согласования с Федеральной антимонопольной службой. Закрыть её стороны планируют до 31 августа 2021 г. с возможным продлением до 30 сентября 2021 года.

По соглашению «Магниту» перейдут 2,6 тыс. магазинов у дома под брендом «Дикси» (778 тыс. кв.м), 39 суперсторов под брендом «Мегамарт» (76 тыс. кв.м) и 5 распределительных центров в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинской области (189 тыс. кв.м.).

 

Цели «Магнита»

Комментируя сделку, гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг заявил, что она поможет укрепить позиции сети в стратегически важных для неё географических регионах — Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Традиционно «Магнит» здесь представлен слабо, т.к. большинство его магазинов находятся в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском федеральных округах. Покупка «Дикси», у которой 70% торговых точек располагается в обеих столицах, позволит «Магниту» увеличить свою долю на рынке Москвы и Московской области с 3,8 до 8,2%, а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — с 13 до 19,6%. Это также придаст дополнительный импульс развитию его инициатив в сфере онлайн торговли.

При этом «Магнит» намерен полностью сохранить утверждённую ранее инвестпрограмму на 2021 г. объёмом 60-65 млрд руб., в рамках которой планирует открыть 2 тыс. новых магазинов и обновить 700 точек. Соответственно, в течение 2021 г. общее количество магазинов сети с учётом всех капвложений и сделки с «Дикси» может увеличиться сразу на 20% — с 21,5 до 26,2 тыс. На первом этапе магазины «Дикси» продолжат работать под собственным брендом, хотя как дискаунтеры они похожи по формату и ассортименту на магазины у дома «Магнита».

 

Интересы «Дикси»

По экспертным оценкам, сделка выгодна и владельцам «Дикси» — российским предпринимателям Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, специализирующимся на торговле сигаретами и алкоголем. С учётом последних трудностей в работе сети (нестабильной выручки, нехватки инвестиций, кадровых проблем) они продают её на пике стоимости.

Вырученные от продажи средства группа может сконцентрировать на развитии своего профильного и более перспективного актива — алкомаркетов «Красное & Белое», приобретённых в 2019 г. В её составе останутся также магазины «Виктория» и «Бристоль».

 

Значение для рынка

После покупки «Дикси» «Магнит» сократит отставание от своего главного конкурента — холдинга X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), лидирующего в российской рознице с 2017 г. По итогам 2020 г. Х5 занимает 12,8% рынка с выручкой 1,973 трлн руб. против 10,9% и 1,55 трлн руб. у «Магнита». Вместе с «Дикси» и «Мегамартом» «Магнит» мог бы заработать на 300 млрд руб. больше — 1,85 трлн руб. Интересно и то, что о сделке с этими сетями ретейлер объявил 18 мая — в день 15-летия X5.

Соглашение закрепляет также более общие тенденции на рынке розничной торговли России. Наблюдается его постепенная концентрация в руках крупных игроков с обострением конкуренции между ними и более активным использованием инструментов слияния и поглощения. Так, почти одновременно с «Магнитом» компания «Лента» (четвёртый ретейлер страны) заявила о приобретении московской сети супермаркетов Billa (138 тыс. кв.м) за 215 млн евро.

Ещё по теме:

Ещё по теме

Группа «Венталл» построит под Краснодаром оптово-распределительный центр за 3,5 млрд рублей

Крупный игрок на рынке складской недвижимости России активно наращивает экспансию в регионы страны, выбрав Кубань одним из новых стратегических направлений. В борьбе за растущий спрос на логистические услуги в крае компания составит конкуренцию местным девелоперам и федеральным сетям

Wildberries строит в Краснодаре крупнейший на Юге индустриально-логистический парк

До конца 2021 года интернет-ретейлер планирует ввести в эксплуатацию первые 50 тыс. кв.м нового распределительного центра в столице Кубани. Комплекс станет главным транспортным хабом компании в ЮФО, а в перспективе — промышленной площадкой по выпуску пищевой и текстильной продукции

Актуально

Господдержка и саморегулирование: об итогах Всероссийского саммита виноделов на Кубани

Ведущие представители отрасли оценили состояние и перспективы российского виноделия. Для его дальнейшего развития предстоит расширить площади виноградников и усовершенствовать регулирование рынка вина

Почему «Филип Моррис» закрывает табачную фабрику в Краснодаре

Старейшее иностранное предприятие на Кубани прекратит работу с февраля 2022 года на фоне сокращения легального рынка сигарет в России и роста популярности альтернативных средств курения

На Кубани началась Всероссийская перепись населения

Она пройдёт в период с 15 октября по 14 ноября 2021 года и станет главным источником официальной статистики на следующие десять лет. Впервые перепись проведут в условиях пандемии и с широким применением цифровых технологий

На главную