О проекте нового аэропорта Краснодара

от | 8 марта 2021

В начале марта 2021 г. компания «Аэродинамика», управляющая аэропортом Краснодара, и администрация Кубани презентовали масштабную программу модернизации краснодарского авиаузла. Реализация проекта начнётся летом 2021 г. и будет иметь существенное значение для дальнейшего экономического развития региона.

Проект аэропорта Краснодар

Макет нового аэропорта Краснодара. Фото: Администрация Краснодарского края

Планы

Стороны планируют осуществить проект в несколько этапов. В 2021-2023 гг. в 2,5 километрах восточнее действующего терминала будет построен новый трёхуровневый аэровокзальный комплекс (АВК) площадью 84 тыс. кв.м с десятью телетрапами, перроном, рулёжными дорожками и служебными помещениями. К нему начнут подводить подъездные пути со стороны трасс М-4 «Дон» и Р-251 «Краснодар-Кропоткин». В 2024-2026 гг. вблизи АВК появится мультимодальный транспортно-пересадочный узел (ТПУ), в который войдут автовокзал, железнодорожная станция, ветка электрички до центра города, гостиница для экипажей и пассажиров. 

Схема объектов нового аэропорта Краснодара

Расположение и подъездные пути к новому аэропорту Краснодара. Источник: Департамент промышленной политики Краснодарского края

Работы по возведению нового АВК стартуют летом 2021 г. Уже подготовлен проект комплекса, который в апреле 2021 г. поступит на госэкспертизу. Начато проектирование подъездных автотранспортных путей и разработка технико-экономического обоснования железнодорожной ветки.

Транспортно-логистический узел аэропорта Краснодар

Транспортно-пересадочный узел нового аэропорта Краснодара. Источник: Департамент промышленной политики Краснодарского края

По масштабам затрат и планируемых работ проект станет одним из самых крупных в транспортной сфере Юга России. Общий объём инвестиций в строительство АВК и ТПУ – свыше 30 млрд руб. Инвесторы и краевые власти рассчитывают, что эти вложения окажут мультипликативный эффект и ускорят социально-экономическое развитие Кубани.

Общий вид нового аэропорта Краснодара

Общий вид нового аэропорта Краснодара (реконструкция). Источник: Департамент промышленной политики Краснодарского края

Значение

Новая инфраструктура значительно повысит пропускную способность краснодарского авиаузла. Если действующий аэровокзал Краснодара (16,5 тыс. кв.м) в рекордном 2019 г. обслужил 4,64 млн чел. и практически достиг предела своих возможностей, то новый терминал сможет принимать до 6-7 млн пассажиров в 2024 г. и до 10,5 млн в 2030 г. По пассажиропотоку он войдёт в число 5-6 крупнейших аэропортов России (сейчас 9 место). Максимальное число взлётно-посадочных операций возрастёт с 20 до 30 в час. Благодаря современным технологиям повысится уровень комфорта и сервиса, что положительно отразится на качестве жизни горожан и работе авиакомпаний.

Проект даст мощный импульс опережающему развитию примыкающих к аэропорту территорий, площадью свыше 2,5 тыс. га. По планам администрации Краснодарского края (КК), к 2042 г. здесь должны заработать индустриальный парк, технопарк, логистический центр, конгрессно-выставочные площади, туристические и досуговые объекты. К 2024 г. в формирующемся кластере появятся от 3 до 5 тыс. новых рабочих мест. Дополнительные развязки, съезды и маршруты городского транспорта должны улучшить дорожную ситуацию в Карасунском округе Краснодара.

Современный аэропорт крайне необходим и для формирования привлекательного имиджа города. Его отсутствие замедляет развитие Краснодара как делового и финансового центра, сдерживает приток инвестиций, технологий, туристов, высококвалифицированных кадров.

 

Перспективы

В сравнении с прошлыми проектами модернизации аэропорта, которые обсуждаются с середины 2000-х годов, нынешняя инициатива имеет хорошие перспективы успешной реализации. Программа осуществляется на условиях государственно-частного партнёрства. Компания «Аэродинамика» планирует вложить в него 20 млрд руб. и уже потратила 450 млн руб. на проектную документацию. Краснодарский край намерен за счёт собственных средств профинансировать прокладку автомобильных подъездов к объекту (7,7 млрд руб.). Рассматривается вопрос о выделении финансирования из федерального бюджета: 4,4 млрд руб. на строительство перрона и рулёжных дорожек, а в дальнейшем 2,2 млрд руб. на создание железнодорожного подхода. В 2021 г. краевые власти и инвестор должны подписать отдельное Соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по которому регион в течение 10 лет компенсирует затраты на создание части инфраструктуры. Дополнительно администрация КК содействует в получении разрешительных документов и подключении к сетям.

За самой компанией «Аэродинамика» стоит международный консорциум, располагающий крупными финансовыми, техническими и административными ресурсами. В него входят структуры Олега Дерипаски, сингапурского аэропорта Changi (одного из ведущих в Азии) и Сбербанка. Холдинг имеет опыт реализации сложных инфраструктурных программ, в частности реконструировал аэропорт Сочи к олимпиаде 2014 г.

Успех нового аэропорта Краснодара во многом будет зависеть от уровня пассажиропотока в ближайшие годы. На фоне пандемии коронавируса он сократился до 3 млн человек в 2020 г. или на треть к уровню 2019 г.  Участники проекта рассчитывают, что это временное явление и в дальнейшем число пассажиров будет устойчиво расти. Они исходят из прогнозов увеличения населения Краснодара (согласно Генплану города, до 2,2-3,2 млн чел. к 2040 г.), роста популярности внутреннего туризма и интереса иностранных авиакомпаний к транзиту через КК.

С другой стороны, реализация проекта сопряжена с рядом потенциальных рисков. В их числе – низкая загрузка узла из-за возможных проблем в экономике, западные санкции в отношении участников консорциума (в особенности, О. Дерипаски), противоречия межу акционерами (в 2017 г. Сбербанк рассматривал вопрос о выходе из СП). Кроме того, возможен рост тарифов на услуги нового аэропорта и как следствие отказ от него части авиакомпаний (подобная ситуация наблюдалась в обновлённом аэропорту Платов Ростова-на-Дону).

 

Справка:

ООО «Аэродинамика» (до января 2021 г. ООО «Базэл Аэро») — частный аэропортовый холдинг, учреждённый в 2007 г. Олегом Дерипаской. Включает воздушные гавани Краснодара, Сочи, Анапы и Владивостока (с 2020 г.). Ранее в состав предприятия входил аэропорт Геленджика, проданный в 2018 г. По некоторым данным, под контролем структур О. Дерипаски также находится аэропорт Красноярска. По размеру пассажиропотока (16 млн чел. в 2019 г. и 11,7 млн чел. в 2020 г.) «Аэродинамика» входит в число крупнейших отечественных операторов аэропортов с долей около 17 % российского рынка. Учредителем компании выступает кипрский офшор, по данным деловой прессы, принадлежащий «Базовому элементу» О. Дерипаски (50 %), сингапурскому аэропорту Changi (30 %) и Сбербанку (20 %). Основные конкуренты «Аэродинамики» на рынке региональных аэропортов России — «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и «Новапорт» Романа Троценко.

Ещё по теме:

Ещё по теме

ВТБ расширяет зерновые терминалы в Новороссийске и на Тамани

Входящий в группу ВТБ зерновой оператор «Деметра-Холдинг» приступил к масштабной модернизации своих перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне. Программа должна укрепить лидирующие позиции организации на отечественном рынке зерна и увеличить экспортные возможности отечественного АПК

О проекте автомобильной дороги Кавказские Минеральные Воды — Сочи

Правительство России вернулось к изучению вопроса о строительстве прямой трассы между курортами Северного Кавказа и Чёрного моря. Несмотря на критику со стороны экологов и высокую стоимость проекта, его реализация может помочь экономике региона и развитию туризма

Новый Яблоновский мост в Краснодаре обещают сдать раньше срока — в 2023 году

Регион прилагает усилия по ускорению строительства важнейшего путепровода через Кубань. Благодаря федеральной поддержке «южные ворота» краевой столицы планируют открыть уже через два года

Проект «Магистраль» по развитию трамвайной сети Краснодара

Администрация Краснодара представила проект «Магистраль» по развитию трамвайной сети города. Инициатива предусматривает строительство 64 км новых трамвайных линий в быстро растущие микрорайоны кубанской столицы

Актуально

Почему «Филип Моррис» закрывает табачную фабрику в Краснодаре

Старейшее иностранное предприятие на Кубани прекратит работу с февраля 2022 года на фоне сокращения легального рынка сигарет в России и роста популярности альтернативных средств курения

На Кубани началась Всероссийская перепись населения

Она пройдёт в период с 15 октября по 14 ноября 2021 года и станет главным источником официальной статистики на следующие десять лет. Впервые перепись проведут в условиях пандемии и с широким применением цифровых технологий

Правительство РФ продлит программу научно-технического развития АПК до 2030 года

Её льготами смогут воспользоваться научно-исследовательские институты и сельхозпроизводители Кубани, внедряющие отечественные семена и разработки

На главную