Новый Яблоновский мост в Краснодаре обещают сдать раньше срока — в 2023 году

от | 15 августа 2021

Руководство региона прилагает усилия, направленные на ускорение строительства важнейшего путепровода через Кубань. Благодаря федеральной поддержке «южные ворота» краевой столицы планируют открыть уже через два года.

Новый Яблоновский мост в Краснодаре

Строительство нового Яблоновского моста в Краснодаре. Июль 2021 года. Фото: Администрация Краснодарского края

Значение

Внимание администрации Краснодарского края (КК) к проекту обусловлено его особым значением для экономики и жителей региона. Яблоновский мост — один из трёх выездов из Краснодара через реку Кубань (наряду с Тургеневским мостом и шлюзами Краснодарского водохранилища) и основной — из центра города. По нему проходит кратчайший путь из Краснодара к песчаным пляжам Анапы (160 км), осуществляется сообщение с промышленными центрами Северского района и портом Новороссийск. Мост связывает Краснодар и Республику Адыгею, соседние населённые пункты которой (Яблоновский, Козет, Энем) де-факто являются продолжением его агломерации.

Строительство нового Яблоновоского моста призвано существенно повысить пропускную способность и безопасность направления. Путепровод заменит построенный в 1954 году и находящийся в аварийном состоянии старый Яблоновский мост. Последний имеет всего две полосы для движения и не справляется с возросшим трафиком (более 20 тыс. автомобилей в сутки), провоцируя в городе большие пробки. Из-за износа несущих конструкций с 2019 года по нему не осуществляется движение грузовиков и автобусов.

 

Проблема финансирования

Несмотря на значение, реализация проекта неоднократно откладывалась из-за высокой стоимости. Идея нового моста обсуждалась ещё в конце 1980-х годов, но тогда этому помешал распад Советского Союза. Следующую попытку продвинуть инициативу предприняла предыдущая администрация КК во главе с Александром Ткачёвым. Действующее руководство региона, по признанию губернатора Вениамина Кондратьева, также «долго лоббировало проект на федеральном уровне», и в итоге в 2019 году добилось его включения в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», предусматривающий значительную федеральную поддержку.

Общая стоимость объекта была оценена в 7,3 млрд руб. Эксперты не исключают его последующего удорожания до 8-9 млрд руб. с учётом роста цен на металл и стройматериалы. Для сравнения, весь бюджет Краснодара на 2021 год — 33,8 млрд руб.

Первые средства на строительство Яблоновского моста были выделены в 2020 году. Они составили чуть более 1 млрд руб. и распределились примерно поровну между федеральным и региональным бюджетами.

В дальнейшем краевые власти предприняли дополнительные шаги, направленные на увеличение федерального финансирования проекта. В частности, они заручились поддержкой курирующего ЮФО вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, лично осмотревшего стройку в июле 2021 года.

Как результат, объём средств, предусмотренных на возведение Яблоновского моста в 2021 году, увеличился в пять раз — с 570 млн до 2,87 млрд руб. Из них только 370 млн — деньги краевого бюджета. Остальные ресурсы выделены федерацией.

 

О проекте

Проект нового Яблоновского моста разработан специалистами петербургского бюро АО «Трансмост», которые обещают ему «индивидуальный облик» благодаря двум «хребтовым» аркам по центру конструкции.

Проект нового Яблоновского моста. Фото: АО «Трансмост»

Общая протяжённость мостового перехода составит 1,1 километра, а длина самого моста — 478,5 метров. Путепровод будет иметь проезжую часть с двумя полосами движения в каждом из направлений с расчётной скоростью 80 км/ч, тротуары шириной 3 метра с двух сторон, велосипедную дорожку и современное освещение. Объект станет продолжением краснодарской улицы Захарова и пройдёт всего в паре десятков метров от старого моста, который продолжит функционировать в течение всего времени строительства. В левом пролёте конструкции запланирован судоходный габарит 5 класса для прохода местных речных судов.

 

Ход строительства

Благодаря дополнительному федеральному финансированию темпы строительных работ на новом Яблоновском мосту, стартовавшие в конце 2019 года, сейчас ускорились в два с половиной раза. По данным краевой администрации, если в начале 2021 года техническая готовность объекта не превышала 16%, то уже в августе 2021 года достигла 50%. Возведены пять из семи опор будущего моста, перенесён полукилометровый газопровод и другие коммуникации, начался монтаж металлоконструкций пролётного строения.

Работы осуществляет новороссийская мостостроительная компания ООО «СтройЮгРегион» Александра Карпенко, выигравшая конкурс на выполнение первых двух этапов проекта. Компания — крупный региональный поставщик услуг по госконтрактам (совокупно — на сумму 28,6 млрд руб.), в частности занималась реконструкцией Садового и Северных мостов в Краснодаре и путепровода через реку Цемес в Новороссийске. Организация, судя по всему, располагает широкими лоббистскими возможностями, в том числе через участие в «Союзе дорожников Кубани» и благотворительном фонде «Моя Кубань», который финансировал строительство музея «Россия — моя история» в Краснодаре и парка «Патриот» в Динском районе.

С учётом федеральной поддержки, динамики работ и опыта подрядчика краевые власти обещают сдать новый Яблоновский мост на два года раньше первоначального срока — до конца 2023 года. Уже в нынешнем году они рассчитывают завершить установку всех опор моста и изготовить для него основной объём металлоконструкций (свыше 6 тыс. тонн), половину из которых — смонтировать на пролётах.

Ещё по теме:

Ещё по теме

ВТБ расширяет зерновые терминалы в Новороссийске и на Тамани

Входящий в группу ВТБ зерновой оператор «Деметра-Холдинг» приступил к масштабной модернизации своих перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне. Программа должна укрепить лидирующие позиции организации на отечественном рынке зерна и увеличить экспортные возможности отечественного АПК

О проекте автомобильной дороги Кавказские Минеральные Воды — Сочи

Правительство России вернулось к изучению вопроса о строительстве прямой трассы между курортами Северного Кавказа и Чёрного моря. Несмотря на критику со стороны экологов и высокую стоимость проекта, его реализация может помочь экономике региона и развитию туризма

Проект «Магистраль» по развитию трамвайной сети Краснодара

Администрация Краснодара представила проект «Магистраль» по развитию трамвайной сети города. Инициатива предусматривает строительство 64 км новых трамвайных линий в быстро растущие микрорайоны кубанской столицы

О проекте нового аэропорта Краснодара

Летом 2021 г. в Краснодаре начнётся строительство нового аэропорта. Проект станет крупнейшим в транспортной сфере Юга России и будет иметь существенное значение для экономического развития региона

Актуально

Почему «Филип Моррис» закрывает табачную фабрику в Краснодаре

Старейшее иностранное предприятие на Кубани прекратит работу с февраля 2022 года на фоне сокращения легального рынка сигарет в России и роста популярности альтернативных средств курения

На Кубани началась Всероссийская перепись населения

Она пройдёт в период с 15 октября по 14 ноября 2021 года и станет главным источником официальной статистики на следующие десять лет. Впервые перепись проведут в условиях пандемии и с широким применением цифровых технологий

Правительство РФ продлит программу научно-технического развития АПК до 2030 года

Её льготами смогут воспользоваться научно-исследовательские институты и сельхозпроизводители Кубани, внедряющие отечественные семена и разработки

На главную