Проект «Магистраль» по развитию трамвайной сети Краснодара

от | 20 апреля 2021

19 апреля 2021 г. администрация Краснодара на аппаратном совещании под руководством мэра Евгения Первышова представила проект «Магистраль» по развитию трамвайной сети города. Программа предусматривает строительство новых трамвайных линий в растущие микрорайоны: на первом этапе — в Музыкальный, Восточно-Кругликовский и Гидростроителей, в дальнейшем — в Плодородный, Немецкую деревню и район Западного Обхода.

Проект Магистраль

Программа развития трамвайной сети Краснодара. Здесь и далее: фото Администрации города

Почему трамвай

Трамвай является основным и самым быстрым видом городского транспорта в Краснодаре. Он ежегодно обеспечивает перевозку более 50% всех пассажиров. При этом действующая трамвайная сеть здесь проложена ещё в советское время и в дальнейшем практически не развивалась. Она включает 16 маршрутов протяжённостью 123 км, которые проходят по «старым» районам юга и центра Краснодара (ЮМР, ЦМР, ЧМР) и не затрагивают быстро растущие окраины на севере города.

Трамвайная сеть Краснодара

Существующая трамвайная сеть Краснодара

Проект «Магистраль»

Проект «Магистраль» разработан администрацией Краснодара в рамках т.н. концепции «Новой городской мобильности». В неё входят 10 инициатив по кардинальному улучшению транспортной модели города (создание парковок, внедрение выделенных полос, развитие наземного метро и т.д.). «Магистраль» включает три компонента: а) обновление трамвайного парка б) строительство новых трамвайных линий в) оптимизацию существующей сети.

Масштабное обновление подвижного состава Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления ведётся с 2019 г. За это время доля современной техники в парке предприятия (насчитывает 268 вагонов) увеличилась до более чем 30%. На линию вышло 89 новых низкопольных кондиционируемых вагонов производства Усть-Катавского завода в Челябинской области. Ещё 14 вагонов завод поставит до конца июля 2021 г.

В части оптимизации действующей трамвайной сети власти города планируют уже в ближайшей перспективе ограничить выезд автомобилей на трамвайные пути, установить светофоры с приоритетом движения трамваев, реализовать другие мероприятия, которые в совокупности позволят сократить время ожидания рельсового транспорта пассажирами на 10-20%.

Однако главным направлением проекта «Магистраль» станет строительство новых трамвайных линий в три микрорайона Краснодара — Музыкальный, Гидростроителей и Восточно-Кругликовский.

 

Линия в Музыкальный

Трамвайная ветка в Музыкальный микрорайон (по ул. Московской от Солнечной до Петра Метальникова) — единственная линия проекта «Магистраль», которая уже строится (с января 2021 г.). В сравнении с другими проектируемыми участками она является достаточно короткой (5,4 км) и не дорогой (менее 1 млрд руб.). В то же время городским властям пришлось потратить несколько лет на восстановление в судебном порядке прав на землю под будущую магистраль.

Трамвайная линия в Музыкальный микрорайон

Трамвайная линия в Музыкальный микрорайон

Линия на Гидрострой

Ветка в микрорайон Гидростроителей пройдёт от Трамвайной по Мачуги, Автолюбителей, Невкипелого до Снесарева. Всего 5 км полотна, 6 остановок и одно разворотное кольцо. Общая стоимость — более 3 млрд руб.

Трамвайная линия в микрорайон Гидростроителей

Трамвайная линия в микрорайон Гидростроителей

Линия в Восточно-Кругликовский

Она пройдёт по скорректированному маршруту без необходимости изъятия частного жилого фонда: от Достоевского по Красных Зорь, Российской, Жлобы, Восточно-Кругликовской, 40-летия Победы, Героев-Разведчиков до Домбайской. Протяжённость — 9,5 км. На участке появятся 14 остановок и одно разворотное кольцо. Ориентировочные затраты — 5 млрд руб.

Трамвайная линия в Восточно-Кругликовский микрорайон

Трамвайная линия в Восточно-Кругликовский микрорайон

Плодородный, Баскет-Холл, Западный Обход

В более отдалённой перспективе проект «Магистраль» предусматривает продление новых линий до соседних районов и на окраины города.

В частности, трамвайная линия из Восточно-Кругликовского микрорайона должна быть продлена на 9 км до пос. Плодородного, где планируется строительство третьего в Краснодаре трамвайного депо.

Трамвайная линия в пос. Плодородный

Трамвайная линия в пос. Плодородный

Ветка трамвая из Музыкального микрорайона в будущем может быть доведена до крупного спортивного центра на севере города «Баскет-Холл» (11 км), а оттуда — до микрорайона «Немецкая деревня» (9км) и далее по ул. Западный Обход до Западного трамвайного депо (15 км).

Трамвайная линия до Баскет-Холла

Трамвайная линия до Баскет-Холла

Трамвайная линия до Немецкой деревни

Трамвайная линия до Немецкой деревни

Трамвайная линия по ул. Западный Обход

Трамвайная линия по ул. Западный Обход

Ожидаемый эффект

Официальные цели проекта «Магистраль» — совершенствование транспортной системы Краснодара, обеспечение доступности отдалённых микрорайонов, улучшение экологии города за счёт создания альтернативы личному транспорту. По прогнозам мэрии, его реализация позволит наполовину увеличить протяжённость трамвайных путей мегаполиса (на 64 км) и их ежегодный пассажиропоток (на 36 млн чел.), обеспечит дополнительный экономический эффект в размере свыше 300 млн руб. в год.

 

Сроки, перспективы, критика

Руководство Краснодара планирует осуществить проект в три этапа. Первым делом будет построена трамвайная ветка в Музыкальный микрорайон, сдача которой намечена уже на март 2022 г. Далее должны быть введены в эксплуатацию линии в микрорайоны Восточно-Кругликовский и Гидростроителей, на завершение которых отводится 3-5 лет. Третья очередь включает Плодородный, Баскет-Холл и Западный Обход и она, по словам главы города Первышова, представляет собой «неблизкую перспективу» с «диапазоном планирования до 2030 года».

Реализация программы будет напрямую зависеть от того, удастся ли администрации Краснодара привлечь к ней региональное и федеральное финансирование. Собственных ресурсов в необходимом объёме у города нет. К примеру, текущие работы по обновлению трамвайного парка и строительству ветки по Московской во многом стали возможны благодаря поддержке краевого бюджета. Всего же, по оценкам вице-мэра Артёма Доронина, на проект «Магистраль» потребуется более 23 млрд руб., из которых свыше 9 млрд уже в ближайшую пятилетку.

В течение 2021-2022 гг. руководство Краснодара намерено активизировать поиск необходимых средств и подготовить проектную документацию для начала строительства трамвайных линий в микрорайоны Восточно-Кругликовский и Гидростроителей. По остальным участкам будущей трамвайной сети профильным департаментам города поручено вести планировку территорий и резервировать земельные участки.

У властей Краснодара также остаётся большой запас времени, чтобы учесть критику, поступающую в связи с проектом «Магистраль» со стороны специалистов и жителей города. Многие из них обращают внимание на то, что проектируемые трамвайные линии идут в обход нескольких густонаселённых районов в центре Краснодара, в частности, Фестивального. Кроме того, в последней версии программы нет ранее анонсированной мэрией трамвайной линии к аэропорту, который после намеченной модернизации станет крупнейшим транспортным узлом региона.

Ещё по теме:

Ещё по теме

ВТБ расширяет зерновые терминалы в Новороссийске и на Тамани

Входящий в группу ВТБ зерновой оператор «Деметра-Холдинг» приступил к масштабной модернизации своих перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне. Программа должна укрепить лидирующие позиции организации на отечественном рынке зерна и увеличить экспортные возможности отечественного АПК

О проекте автомобильной дороги Кавказские Минеральные Воды — Сочи

Правительство России вернулось к изучению вопроса о строительстве прямой трассы между курортами Северного Кавказа и Чёрного моря. Несмотря на критику со стороны экологов и высокую стоимость проекта, его реализация может помочь экономике региона и развитию туризма

Новый Яблоновский мост в Краснодаре обещают сдать раньше срока — в 2023 году

Регион прилагает усилия по ускорению строительства важнейшего путепровода через Кубань. Благодаря федеральной поддержке «южные ворота» краевой столицы планируют открыть уже через два года

О проекте нового аэропорта Краснодара

Летом 2021 г. в Краснодаре начнётся строительство нового аэропорта. Проект станет крупнейшим в транспортной сфере Юга России и будет иметь существенное значение для экономического развития региона

Актуально

Господдержка и саморегулирование: об итогах Всероссийского саммита виноделов на Кубани

Ведущие представители отрасли оценили состояние и перспективы российского виноделия. Для его дальнейшего развития предстоит расширить площади виноградников и усовершенствовать регулирование рынка вина

Почему «Филип Моррис» закрывает табачную фабрику в Краснодаре

Старейшее иностранное предприятие на Кубани прекратит работу с февраля 2022 года на фоне сокращения легального рынка сигарет в России и роста популярности альтернативных средств курения

На Кубани началась Всероссийская перепись населения

Она пройдёт в период с 15 октября по 14 ноября 2021 года и станет главным источником официальной статистики на следующие десять лет. Впервые перепись проведут в условиях пандемии и с широким применением цифровых технологий

На главную