«Мусорная реформа» на Кубани: цели, проблемы, перспективы

от | 11 февраля 2021

Стартовавшая в начале 2020 г. «мусорная реформа» в Краснодарском крае реализуется с ощутимыми трудностями. Для её успешного завершения региону предстоит модернизировать одну из самых непрозрачных и отсталых отраслей местной экономики.

Полигон

Задачи

Реформа, которую курирует краевое Министерство ТЭК и ЖКХ, проводится в рамках федерального нацпроекта «Экология» и рассчитана до 2030 г. Её основная цель – улучшение экологической ситуации в крае путём снижения объёмов захоронения мусора и увеличения его переработки. Проблема замусоривания на Кубани стоит достаточно остро. Ежегодно здесь образуется до 3,1 млн т твёрдых коммунальных отходов (ТКО), большая часть из которых – в краснодарской и сочинской агломерациях. По данному показателю регион занимает третье место в стране после Московской области и Москвы.

Реформа включает в себя комплекс мероприятий, первое из которых – переход с 1 января 2020 г. на территориальную схему обращения с отходами. Для этого территория края поделена на 11 межмуниципальных зон. В каждой из них сбор, транспортировку и размещение мусора должен осуществлять отобранный на 10 лет на конкурсной основе региональный оператор. Например, одним из первых в России был назначен оператор Краснодарской зоны (включает Краснодар и Динской район) – АО «Мусороуборочная компания».

В отличие от муниципальных предприятий, часто оказывавших услуги по заниженным ценам, региональные операторы должны работать по экономически обоснованным тарифам. Для каждой зоны их устанавливает Региональная энергетическая комиссия КК. Как следствие реформа предусматривает поэтапный рост тарифов для населения (в некоторых районах – до 36 %). В частности, в Краснодаре, по прогнозам регионального Министерства ТЭК и ЖКХ, предельный тариф по обращению с ТКО может вырасти с 387,44 руб. в 2021 г. до 498, 77 в 2028 г.

Используя дополнительные ресурсы, региональные операторы совместно с государством должны участвовать в модернизации устаревшей системы мусорных полигонов в крае. По новым правилам, они могут размещать отходы только на отвечающих современным требованиям лицензированных площадках, которых сейчас в регионе 13. В дальнейшем планируется строительство девяти новых и расширение трёх существующих полигонов. Кроме того, краевые власти намерены провести рекультивацию 160 закрытых и подлежащих закрытию свалок площадью 560 га и ужесточить борьбу с нелегальными свалками. Эти меры призваны не только решать экологические задачи, но и повысить прозрачность «мусорного» бизнеса.

Ещё одним результатом реформы должны стать увеличение переработки отходов и максимальное вовлечение вторсырья в хозяйственный оборот. С июня 2020 г. в регионе поэтапно внедряется система раздельного сбора ТКО (начиная с пластика), для чего пока установлено около 3 тыс. контейнеров. Полигоны оборудуются мобильными сортировочными комплексами, проектируются предприятия по переработки и утилизации отходов. Администрация КК ставит в этой сфере более амбициозные цели, чем предусмотренные на федеральном уровне: к 2024 г. – повысить долю сортировки ТКО с текущих 24 до 100 %, к 2030 г. – сократить долю захоронения ТКО с 90 до 60 %.

 

Проблемы

«Мусорная» реформа началась на Кубани позже чем во многих других субъектах РФ и пока реализуется с существенными трудностями. Её успех во многом будет зависеть от того, насколько эффективно руководство КК сможет справиться с возникающими в области обращения с ТКО проблемами.

Так, краевые власти испытывают заметные сложности с поиском региональных операторов. К февралю 2021 г. определены операторы для 8 из 11 зон, а приступили к реальной работе только 5 компаний. Потенциальных кандидатов отпугивают в том числе повышенные требования законодательства, затратность проектов, низкая рентабельность, нерациональная логистика.

С другой стороны, в регионе ощущается растущая нехватка лицензированных полигонов. Затягивается процесс оформления новых площадок. В ряде случаев муниципалитеты «провалили» работу по подбору и оформлению соответствующих земельных участков. Часть действующих полигонов (в особенности Белореченский) функционируют с систематическим нарушением природоохранных и санитарных норм.

Реформа сопровождается ростом недовольства населения. В Абинском, Усть-Лабинском районах, Анапе, Сочи, Краснодаре и Горячем Ключе люди жалуются на неудовлетворительное качество уборки мусора при заметном росте тарифов. В Крымском районе, х. Копанском и некоторых других районах жители выступают против размещения по соседству полигонов и мусороперерабатывающих предприятий.

На начальном этапе находится работа по созданию сортировочных мощностей. В регионе функционируют около полутора десятка цехов по сортировке отходов мощностью до 1 млн т, что недостаточно для достижения целевых показателей реформы. Операторы и население пока слабо мотивированы и к внедрению раздельного сбора мусора, особенно за пределами больших городов.

Серьёзной проблемой является также поиск источников финансирования реформы. По подсчётам Министерства ТЭК и ЖКХ КК, в ближайшие годы на рекультивацию закрытых свалок региону потребуется ориентировочно 8,7 млрд руб., а на расширение системы полигонов и строительство мусороперерабатывающих предприятий – 12,5 млрд руб. Помимо краевых ресурсов и инвестиций региональных операторов Кубань рассчитывает на получение соответствующей поддержки из федерального бюджета по нацпроету «Экология» (в частности, уже в 2022 г. – 700 млн руб. на ликвидацию четырёх свалок). Крупные капиталовложения в отрасль могут привлечь также национальные институты развития и банки, такие как ВЭБ, изучающий возможность финансирования мусорной теплоэлектростанции (МТЭС) в Сочи стоимостью 23 млрд руб.

Ещё по теме:

Ещё по теме

Проект «Семь улиц»: за и против реконструкции исторического центра Краснодара

Губернатор Кубани приостановил программу реконструкции исторического центра Краснодара до проведения общественных слушаний. Почему проект вызвал неоднозначную реакцию горожан…

О старте «бесплатной» газификации в Краснодарском крае

Кубань готовится к запуску президентской инициативы ускоренной догазификации населённых пунктов. Вопреки некоторым ожиданиям, подводка газа в дома граждан будет бесплатной не полностью и коснётся ограниченного числа домовладений

О модернизации магистральных водопроводов Кубани

Крупные населённые пункты на побережье Краснодарского края (Новороссийск, Геленджик, Темрюк, Ейск и др.) испытывают растущие проблемы с доступом к чистой питьевой воде. Для их решения администрация региона запустила большую программу реконструкции трёх магистральных водопроводов, рассчитанную до 2024 года

Актуально

Господдержка и саморегулирование: об итогах Всероссийского саммита виноделов на Кубани

Ведущие представители отрасли оценили состояние и перспективы российского виноделия. Для его дальнейшего развития предстоит расширить площади виноградников и усовершенствовать регулирование рынка вина

Почему «Филип Моррис» закрывает табачную фабрику в Краснодаре

Старейшее иностранное предприятие на Кубани прекратит работу с февраля 2022 года на фоне сокращения легального рынка сигарет в России и роста популярности альтернативных средств курения

На Кубани началась Всероссийская перепись населения

Она пройдёт в период с 15 октября по 14 ноября 2021 года и станет главным источником официальной статистики на следующие десять лет. Впервые перепись проведут в условиях пандемии и с широким применением цифровых технологий

На главную